Правы древние, утверждая, что чем больше мы познаем, тем более склонны утверждать, что знаем мало. В самоварном деле этот постулат будет как раз к месту. Самовар это как народные сказки, постичь которые даётся возможность не иначе как чудом: сидя на Сивке-Бурке осваивать пространство, и дай-то Бог, чтобы взмывая вверх в третий раз, к разгадке тайны едва приблизиться. Слово «самовар» пришло к нам из глубокой старины.
А знаете ли вы, что на Руси кроме кваска был еще очень шикарный по вкусовым качествам напиток. И если квас пользовался особой популярностью в теплое время года, то СБИТЕНЬ - а именно так называется этот исконно-русский напиток - пили для сугрева зимой.
Почему, собственно, я завела разговор о забытом, к величайшему моему сожалению, исконно - русском напитке? Во -первых, герб моего родного города - золотистый улей и три пчелы над ним, а во -вторых, любому ученику 5-ых классов известно из школьной программы по литературе стихотворение "Вересковый мед". Я до сих пор помню это стихотворение: трагичность истории поразила в самое сердце. Тайна вара верескового меда умерла вместе с малюткой-медоваром и его отцом, а нескольким способам изготовления сбитня умереть не дадим. Хотя само понятие "сбитень" исчезло из обихода наших современников давным -давно...
Сбитень - именовали его в свое время, и все прекрасно понимали, о чем именно идет речь! А курень, вероятно, что то подобное чайхане? Давайте разберемся.
Предшественником самовара, чтобы там не говорилось, являлся все же сбитеник. В нем готовили медовые яства с добавлением "трав целительных" - шалфея и зверобоя. Встречалось и такое, что для придания особого вкуса, в сбитень добавляли "пряные зелья" - имбирь, гвоздику, кардамон, лавровый лист, мускатный орех и даже орехи и перец...
Сбитенщики создали свою коллекция зазывалок для охотников до сбитня:
"Ай да сбитень, сбитенёк, кушай девки, паренёк, кушайте и пейте, денег не жалейте"...
"Сбитень, кипяток, Припарит животок. Кто сбитень выпивает Постоянно здрав бывает"...
"Не пей пива кружку, выпей сбитню на полушку!.. Какой вкус, какой цвет!.. Откушай, сосед!" - задорно выкрикивали молодцы, когда разносили варево по постоялым дворам и ярмаркам. Сам Пётр I распорядился подавать сбитень как награду лучшим строителям Адмиралтейства.
http://kassiopeya.ucoz.ru/_.jpgПо всей вероятности, слово «напиток» вошло в русский язык лишь полтораста лет назад. При этом напитками в России первоначально называли только те безалкогольные жидкости, которые оказывали подкрепляющее действие, т. е. были сытными и питательными. Видимо, именно этим и объясняется архаичное сегодня выражение «откушать чаю». Однако отсутствие в словаре слова «напиток» совсем не означает, что русские люди не знали таковых вовсе. Да и трудно представить какую-либо нацию или народность, которая бы не имела в запасниках своей кухни рецептов напитков. История русских напитков своими корнями уходит в седую старину. Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи — путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями. Все они не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, меды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие оказывают прекрасное прохладительное и тонизирующее воздействие (квасы, морсы, снова чаи) и как нельзя кстати в жаркий день. Однако есть в русских напитках и общая черта— всегда натуральное сырье и питательная ценность. Основу одних напитков составляют хлеб и мука, других — ягодные и плодовые соки, третьих — мед. Речь здесь пойдет о старинных напитках, русский приоритет которых не вызывает сомнения, а также о компотах, чае и кофе.
МЕДЫ
Редкая русская народная сказка не оканчивается присловием: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!» Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток, широко известный и почитаемый народом. Так, Лаврентьевская летопись сообщает, что еще в 945 г. княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой убитого князя, свидетельствует о том, что уже в те времена русачи умели готовить довольно крепкие меды. Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 г. князем Владимиром. Князь приказал сварить для пира 300 бочек меда. Кстати, здесь же отмечено, что варили мед специальные медовары. Все это, безусловно, подтверждает, что уже в Х в. наши предки знали толк в медах. Особой славой пользовались монастырские меды, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV в. великий князь Московский Василий III запретил их свободное производство, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви. Мастерство монастырских медоваров, квасоваров и кулинаров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров. Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII в, В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль сыграли и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие. Каких только медов не делали наши мудрые предки: мед простой, пресный, обарный, красный, белый, боярский, вишневый, малиновый, смородинный...
Однако все их по способу производства разделяли на вареные и ставленные. Вареные меды готовили, как видно из их названия, с помощью тепловой обработки, а ставленные — холодным методом. В самом общем приближении технология приготов- ления вареных медов была такой: медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито (чтобы отделить примеси воска). В процеженный мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и опускали в ледник, где их выдерживал и довольно длительное время. Таким образом, в частности, варили обарный мед.
http://kassiopeya.ucoz.ru/-_.jpgНа Руси ни один сбитень или квас не обходился без имбиря, как в японской кухне имбирь чаще всего используется для очищения нёба от вкуса только что съеденного суши, перед тем, как съесть следующий кусочек...
Бульотка, в русском понимании этого слова, - это походный самовар. Самыми первыми приспособлениями, предназначенными для приготовления кофе, стали кофейники. Они появились во Франции в 1685 году. Кофейник представлял собой обыкновенный кувшин, который нагревали над пламенем спиртовки. Такие кофейники были широко распространены и находились в использовании до времен Людовика XV. Около 1800 года конструкция кофейника была усовершенствована Жаном-Батистом де Беллоем, архиепископом Парижа. В приборе его конструкции молотый порошок кофе насыпали в сетчатый контейнер, помещенный в верхней части сосуда, и на него наливали кипяток. Горячая вода просачивалась через отвестия сита, и на дно сосуда стекал готовый к употреблению кофе.
http://kassiopeya.ucoz.ru/Buljotka.jpgВ России бульотки, которые могли поддерживать температуру воды в "кондиции" благодаря спиртовке, оказались в нужном месте и в нужное время. Дело в том, что традиционный для русского чаепития самовар, который топили углями, щепой или шишками, в условиях разрастающихся столиц был не всегда удобен. Растапливали его либо во дворе, либо на лестнице, а потом притаскивали в дом и ставили на стол. Что, понятно, московскую и питерскую интеллигенцию утомляло и расстраивало. Вот поэтому и начали на рубеже XIX-XX веков самоварные заводы производить вот такие бульотки, подогреваемые с помощью спиртовки. Там внизу специальная тарелочка для неё. Иногда самовар всё-таки присутствовал, в нём кипятили воду, переливали её в бульотку и именно её ставили на стол, а горящий спирт сохранял температуру во время традиционно-долгого русского чаепития.
|